post
Во Дворце творчества детей и молодежи в Смоленске состоялась встреча первой женщины-космонавта с воспитанниками гагаринской организацией.

После вступительных слов юных смолян ждал рассказ, собранный их самых ярких моментов из биографии легендарной женщины. С особой теплотой Валентина Владимировна Терешкова вспоминала о Юрии Гагарине:

– Командиром нашей женской группы в отряде космонавтов был Юрий Алексеевич Гагарин. Это был верный и надежный помощник и друг. И он опекал, он следил, как проходит подготовка к космическому полету и как мы летаем. Так, что в этом отношении Юра – между собой мы называли друг друга по имени – был по-настоящему командиром отряда космонавтов. Мы дружили до последних его дней. Его все любили. Понимаете, это был своего рода еще и учитель. Так, как он умел к себе располагать, этому надо было, конечно, поучиться. Мы от него очень многое узнали.

Не без улыбки первая женщина-космонавт вспоминала об учебе в академии Жуковского:

– Когда заканчивали академию имени профессора Жуковского, мы с ним поспорили. Он говорит: «Я посмотрю, как вы закончите академию». На что я ответила: «С красным дипломом». А у него была тройка по математике, но ему разрешили пересдать. Мы за него очень переживали, стояли под дверью: ну как, сдаст? Сдал. Поэтому он тоже окончил академию с отличием. Так что наш спор в ничью.

О том, как погиб прославленный земляк, юные смоляне также смогли услышать из первых уст:

– Это была, конечно, трагедия. Мы его долго искали. Это Владимирская область – леса довольно густые, и снег был по колено. На нас надевали летную форму, и мы искали, где упал самолет. А внизу, под снегом – вода. Нас на вертолете привозили, мы определенный участок обследовали, потом садились в вертолет, снимали унты и выливали воду со снегом и снова продолжали искать.

Валентина Терешкова рассказала также о том, как стала космонавтом. После двухлетней подготовки в условиях чрезвычайной секретности из пяти претенденток удача улыбнулась именно ей.

– Программа моего полета была запланирована на одни сутки, но, учитывая, что к нам с Юрой Гагариным очень хорошо относился Сергей Павлович Королев, то он разрешил продлить полет до трех суток, и приземляться в один день с Быковским. Когда государственная комиссия разрешила, кричу Быковскому: «Валерка, давай споем!», а он в это время ел. В невесомости желательно все-таки рот держать закрытым, потому что капельки еды и воды когда вылетают, представляют опасность для дыхания. Поэтому он сказал: «Не могу, потом поговорим. Ты знаешь, я не певчий дрозд». Так что у меня был не певчий дрозд. Но мы до сих пор дружим семьями, дети наши выросли. Братство наше сохраняется.

Рассказала первая женщина-космонавт и историю своего позывного:

– Тогда еще не было такой связи, как сейчас, поэтому о состоянии морзянкой передавали. Вначале мы хотели, чтобы позывной был «Березка». Но «б», «р», «з» по азбуке Морзе довольно длинные, такого запаса времени нет. Поэтому Сергей Павлович Королев пресек нашу инициативу и сказал: «Чайка. Как, нравится тебе эта птица?». Это его предложение сделать позывной первой женщине «Чайка».

Отдельного внимания удостоилось приземление:

– На высоте 7 километров мы катапультировались. Вылетаешь с креслом, оно отстреливается и вводится основной парашют. Огромный купол, абсолютно неуправляемый, летишь – по воле ветра. Разброс огромный. Если Быковский – а мы в один день с ним приземлялись – приземлился под Карагандой, а я приземлилась в Алтайском крае. Смотрю, люди работают на полях. Не видно, кто прилетел, ветер был постоянный. Все кричат: «Быковский! Быковский!», а когда увидели, меня: «А, да это Терешкова». Рядом на парашюте приземлился корабль, и они туда побежали, потом вернулись. Подружились, я их угостила своей космической едой, они мне молока налили. И Алтайский край стал, конечно, не только местом приземления, там остались большие друзья. Мы переписываемся, поддерживаем друг друга, и, по мере возможностей, я стараюсь им помогать. Когда я приземлилась, нужно было доложить, что все в порядке, жива. И первый, кто позвонил, был Юрий Алексеевич Гагарин. И мы до сих пор по-доброму его вспоминаем. Супругу, Валентину Ивановну, мы опекаем. Так что это космическое братство, заложенное Юрой, сохраняется до сих пор, и мы стараемся молодежи это передавать.

Валентина Владимировна подчеркнула, что космическое братство стало настоящей семьей, объединив космонавтов разных национальностей: украинцев, чувашей, евреев, русских, белорусов. Также она отметила, что первые космонавты – дети войны:

– То, что выпало на долю наших матерей, наверное, по-настоящему, пока не рассказано ни в одном произведении. Но это дало нам осознание, что мы должны быть достойны своих отцов и матерей.

Беседа получилась довольно теплой и дружеской. Валентина Владимировна поделилась воспоминаниями и о школьных годах. Как оказалось, легенда советской космонавтики терпеть не могла химию.

В завершение встречи легендарная гостья пожелала гагаринцам успехов с учебе, а ребята исполнили свой гимн и вручили гостям памятные сувениры.

Источник: SmolDaily